"Эпоха за эпохой"


Кузнице национальных кадров — Башкирской республиканской гимназии-интернату № 1 им. Рами Гарипова исполнилось 62 года. Этот славный юбилей — прекрасный повод для того, чтобы взглянуть на пройденный путь, вспомнить имена тех, кто стоял у истоков создания школы. Тем более что в этой истории, как в капле воды, отражается история всего образования республики.

Первая областная башкирская средняя школа открылась в Уфе в 1922 году. Она носила имя В, И. Ленина. Это была своего рода педагогическая лаборатория. В ней проходили первое испытание учебники для башкирских школ, разрабатывались методы и формы обучения русскому языку, совершенствовали свои знания учителя башкирского и татарского языков.
В школе были хорошо оборудованные кабинеты, богатая библиотека, мастерские, а самое главное — интернат, рассчитанный на 250 мест, где жили дети из разных районов республики.
В 1933 году здание школы было передано только что открывшемуся сельскохозяйственному институту. А школа им. В. И. Ленина переехала в г. Стерлитамак.
После закрытия областной башкирской школы в столице республики обучение на языке коренной национальности велось только в одном классе 7-летней школы № 17, да и то только в рамках начальной школы. А с 4-го класса эти дети, а они были воспитанниками детского дома № 5 (25 человек), должны были учиться на татарском языке. Для этого учительнице Халиме Абдулловне Курбанаевой было поручено провести с ними летом дополнительные занятия. Это было, как говорится, только началом беды. Самое главное, в середине 30-х годов в Уфе не было ни одной башкирской школы, чьи выпускники могли бы продолжить свою учебу в институтах. А значит, не был решен вопрос подготовки национальных кадров.
Поэтому комиссар народного образования БАССР Г. А. Давлетшин начинает ходатайствовать об открытии в столице новой школы для башкирских детей.
Наркомпрос БАССР запрашивает у школ списки детей башкирской национальности. В представленных школами списках перечислялись не только фамилии детей-башкир, но и всех неуспевающих, а также переростков. Пользуясь случаем, в школах хотели избавиться от неугодных учеников.
Несмотря на все препятствия, к 1 сентября 1937 года 9-я башкирская школа была открыта и приняла 155 учащихся. Безусловно, эта школа по своему статусу была намного ниже, чем школа им. В. И. Ленина. Во-первых, она имела статус городской школы, а не республиканской (или областной — как тогда называли), а во-вторых, при ней не было интерната.
Школа занимала лишь часть двухэтажного дома № 49 по улице Зенцова. Коллектив учителей состоял из 12 человек. Директором был назначен Фахри Султанов, а учительнице географии Махмузе Мухамадиевой поручили исполнять обязанности завуча. По национальности учителя были в основном татарами, только двое имели высшее образование. На следующий учебный год школа стала 9-летней. Трудности периода организации можно представить даже по одному факту: в 1-й же учебный год из 12 учителей семеро, не справившись со своими обязанностями, покинули школу Подбор учителей, набор учеников были наиболее сложными проблемами.
В 1939/40 учебном году комиссар народного образования С. Алибаев проводит специальное совещание по укомплектованию башкирской школы. Но текучесть кадров еще продолжалась. В 1939 году здание на улице Зенцова было полностью передано школе № 9. Но это не могло улучшить условия обучения, потому что кабинеты были маленькие, учебников не хватало, библиотеки не было.
В 1941/42 учебном году школьное здание было передано педагогическому институту. 9-я школа переезжает в здание библиотеки № 5 по адресу: Лесопильная, 34. В том же году состоялся первый выпуск. Зимой 1943/44 учебного года школа возвращается в свое бывшее здание. Только теперь в нем занимались по очереди 2 школы: утром — 9-я башкирская, а после обеда — 15-я.
Во время войны число учащихся сокращалось изо дня в день. Старшеклассников отправляли в ФЗО, на заводы. Многие просто были вынуждены бросить учебу. Перед школой возникла угроза закрытия.
10 ноября 1943 года народный комиссар образования Башкирской АССР Зайнашев обращается к секретарю Башкирского областного комитета ВКП(б) С. Д. Игнатьеву и председателю Совета народных комиссаров БАССР С. А. Вагапову. В своем обращении для сохранения башкирской школы он предлагает преобразовать ее в областную башкирскую школу с интернатом. При этом говорит о возможности использовать в качестве интерната на 250—300 мест детский дом № 5. 30 ноября того же года вопрос был вынесен на заседание бюро обкома ВКП(б). В решении, принятом бюро, было указано на необходимость принятия в интернат в первую очередь сирот, детей фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны.

25 марта 1944 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил это решение. В документе, подписанном Председателем Совнаркома РСФСР А. Косыгиным, говорится: «Разрешить Совнаркому Башкирской АССР с 1 сентября 1944 года открыть при Уфимской средней школе № 9 интернат с полным пансионом на 200 мест для детей коренной национальности».

1 сентября 1944 года интернат принимает первых 47 учеников.
Директором школы и интерната был назначен вернувшийся с войны Ф. Султанов. Учителей Р. Хабибуллину и М. Аргинбаеву перевели воспитателями. Интернат размещался в здании библиотеки № 5 по адресу: Лесопильная, 34.
С открытием интерната в истории республиканской гимназии-интерната им. Р. Гарипова начинается новый этап. Прежде чем перейти к нему, перечислим имена педагогов, которые вложили много сил для обучения башкирских детей грамотности: Фахри Султанов, Амина Мухаметьяновна Ахмерова, Махмуза Фатхисламовна Мухамадиева, Халима Абдулловна Курбанаева, Рабига Кадикова, Фарзана Мушарафовна Ибрагимова, Нафиса Ярулловна Ильгамова, Шариф Сахаутдинович Чураев, С. В. Звягинцев, Касим Закирович Ахмеров и другие.
1946/47 учебный год 9-я школа встречает с новым руководителем. С приходом Кали Саитовича Терегулова в жизни школы произошли большие изменения: был проведен ремонт, созданы актовый зал, отдельные кабинеты для директора и завуча. Немалую роль в оживлении учебно-воспитательной работы сыграла завуч Мусалия Галиевна Хайруллина. Она организовала кружок русской литературы, проводила литературные вечера, конференции читателей. Продолжали работу кружки юных натуралистов, башкирской литературы, драматический и хор. Усилены требования к пионерской и комсомольской работе.
В 1947/48 учебном году по инициативе директора К. С. Терегулова и завуча М. Г. Хайруллиной был произведен дополнительный набор в 8—10-е классы. Учительница X. А. Курбанаева была командирована в южные районы республики, с целью набора учащихся.
В те годы интернат был превращен в самостоятельное учреждение со своим директором, персоналом, сметой, штатным расписанием. Многие годы интернатом руководила Юзифа Матвеевна Ашрапова. В 1949 году школа переехала в дом № 33 по улице Красина, где в военные годы находился госпиталь. Это был 4-этажный типовой корпус. На 1-м этаже разместились столовая, бухгалтерия, мастерская и другие подсобные помещения, на втором — учебные кабинеты, на третьем — общежитие для девочек, на четвертом — общежитие для юношей. Обучение велось в 2 смены. Небольшие улучшения были и в хозяйстве интерната. Интернату была передана лошадь, на которой ученики сами возили продукты и воду. Заготовка дров тоже была обязанностью самих учащихся. Растопка печи, приготовление пищи и, вообще, многое с момента открытия интерната осуществлялось руками воспитанников. Общий труд, общие заботы воспитывали в детях чувство единства. Они учились помогать друг другу. Директор школы Сажида Хамадьяровна Зайлалова основное внимание уделяла повышению качества обучения. В школе собрался единый и сильный коллектив. Учителя по русскому языку Разия Хамидулловна Нигматуллина, Амина Курамовна Зиганшина, Мусалия Галиевна Хайруллина, Антонина Ильинична Сухобай, по башкирскому языку и литературе Лейла Сабировна Вагапова, Насима Галихановна Фаткуллина, Марьям Гильмитдиновна Гималова, по немецкому языку Раиса Гималетдиновна Гафарова, по математике Назифа Ярулловна Мухтарова, Насима Хамитовна Магазова, Фариха Гиззатовна Даутова, Сальман Мингазович Шаяхметов, по физике Махтума Исламовна Яхина, учителя начальных классов Т. И. Иазирова Халвда Зигангировна Баширова, Анвар Шайдуллович Фаткуллин, воспитатели Фагима Лутфрахмановна Гирфанова, Разина Абдрахма-новна Хасанова были педагогами с большой буквы. Они оставили яркий след не только в жизни школы, но и в истории всего образования Башкортостана. М. Г. Хайруллина и М. Г. Гималова стали кандидатами, а потом и докторами наук, были удостоены званий заслуженного учителя России и Башкортостана. Н. Т. Фаткуллина защитила кандидатскую диссертацию, была награждена значком «Отличник народного образования РСФСР». Р. X. Нигматуллиной было присвоено звание «Заслуженный учитель России», А. К. Зиганшина — заслуженный учитель России и Башкортостана, Отличник народного образования Башкортостана.
Конечно, все успехи пришли только потом, в результате многолетнего добросовестного труда. А пока директор С. X. Зайлалова и министр образования БАССР Фатима Хамитовна Мустафина заботились не только об условиях обучения и проживания в школе-интернате, но и о дальнейшей судьбе выпускников. Стараниями Фатишд Хамитовны каждый год в высших учебных заведениях страны для башкирских детей выделялись льготные места. Выпускники 9-й башкирской школы, сдав вступительные экзамены в вузах Уфы, поступали в институты и университеты Москвы. Ленинграда, Омска, Одессы, Нижнего Нов города и т. д. Директор ходила на экзамень: вместе со своими учениками. С. X. Зайлалова своим личным участием помогла очень многим юношам и девушкам найти свое место в жизни. Забегая вперед следует сказать, что впоследствии С. X. Зайлалова в течение 20 лет преподавала в школе башкирскиv язык и литературу. Была членом учебно-методического совета Министерства образования РБ, внештатным инспектором РОНО. соавтором программ, учебников и методических пособий по башкирской литературе Удостоена звания «Заслуженный учитель Башкортостана».
В 1948-1956-х годах задача, стоящая перед педагогическим коллективом, приобретает четкое направление: подготовка учащихся для поступления в высшие учебные заведения. Таким образом, 9-я школа превращается в центр подготовки национальных кадров для республики.
Вскоре в системе образования начались нововведения, такие как открытие школ нового типа, углубленное изучение отдельных предметов и др. На основании постановления о школах-интернатах, об учебно-воспитательных учреждениях нового типа и в соответствии с приказом Министерства образования Башкортостана от 11 августа 1956 года на базе башкирской школы № 9 была организована 1-я башкирская республиканская школа-интернат. Два самостоятельных учреждения: 9-я башкирская школа и ее интернат образовали учебно-воспитательное учреждение совершенно нового типа. Директором был назначен Исмагил Мухаметович Гафаров. Ему пришлось проделать огромную работу, связанную с организацией школы нового типа. В первую очередь, это создание кабинетов и оснащение их техническими средствами, обеспечение учебниками и наглядными материалами и т. д. В эти годы для повышения качества успеваемости было сокращено количество учащихся. Вместо 22 классов было оставлено 12. Младшие классы перевели в Кумертау.
Для строительства нового здания школы был выделен земельный участок на улице Российской. Начинается строительство 3 корпусов: 3-этажного здания школы, общежития и столовой. Исмагил Мухаметович большое внимание уделял трудовому воспитанию в школе-интернате. Учащиеся старших классов после уроков привлекались к работе на стройплощадке, проходили производственную практику на заводах и фабриках. Юноши в мастерских ремонтировали мебель, выполняли токарные, слесарные работы, девушки шили платья, халаты.
В 1959/60 учебном году школа-интернат выполнила заказ на 14,5 тысяч рублей столярных, на 5 тысяч слесарных, на 8 тысяч швейных работ.
Заработанные деньги распределял совет коллектива: награждались отличившиеся в учебе, в труде, оформляли общежития, покупали музыкальные инструменты, фотоаппараты.
В 18 км от Уфы при Башкирском сельскохозяйственном научно-исследовательском институте размещался летний трудовой лагерь школы. Здесь на 7 гектарах земли дети выращивали картофель и другие овощи, помогали хозяйству в посеве и уборке урожая.
Учителя и воспитатели, которые пришли в школу в те годы — Шамсинур Фазлиахметовна Исхакова, Маули Нургалеевич Нургалиев, Суфия Кутдусовна Ахтямова, Кашфи Фатхиевич Мухаметьянов, Бика Габбасовна Тагирова, Лениза Абдулловна Хасанова, Клара Валеевна Бикбулатова, Файзрахман Саитович Каримов, Наиля Нигматовна Рахматуллина, Фатима Хаса-новна Хамматова, Амин Ахметович Хасанов и многие другие, долгие годы своей жизни посвятили школе-интернату, удостоились высоких государственных наград.
В 1960 году республиканская школа-интернат № 1 переезжает в новое здание на Российской, 88. Укрепилась ее материально-техническая база. Увеличилось количество учителей (65 человек) и учеников (600). Педагогический коллектив возглавил Тухват Халимович Аслаев. Основоположник развивающей системы образования в республике, автор 70 книг, человек, который сделал очень многое для организации деятельности национальных школ на научной основе, он создал в коллективе настоящую атмосферу творчества. Кто не носит в себе творческую искру, тому не место в детском коллективе, считал он. С завучем Мухаметом Гатиятовичем Музафаровым им удалось поднять учебно-педагогическую деятельность на более высокий уровень. Лучшие учителя вошли в состав созданного методического совета. В конце каждой четверти совет подводил итоги, рекомендовал устранить недостатки, вносил предложения об улучшении педагогической деятельности. В эти годы школа уделяла большое внимание физико-математическому направлению, работая в тесной связи с Уфимским авиационным институтом им. С. Орджоникидзе. Был объявлен лозунг «Знанию, полученному в интернате, — высший знак качества». О высоком уровне знаний в ту пору говорят следующие показатели (см. таблицу на стр. 29).
Высокая поступаемость в вузы объяснялась еще и тем, что Т. X. Аслаев назначал ответственных учителей за поступление в тот или иной вуз. Например, С. X. Зайлалова работала с желающими поступить в БГУ, Ф. А. Акманова - в БСХИ, они водили будущих выпускников на консультации, помогали с учебной литературой и т. д. В школе работали столярные, слесарные, швейные мастерские. Вместе с аттестатом зрелости выпускники получали удостоверения столяра, токаря, слесаря, киномеханика, шофера, швеи-мотористки. В 60-е годы в педагогический коллектив школы влились новые учителя и воспитатели, которые впоследствии стали мастерами своего дела: Алмакай Сальмановна Кулдавлетова, Вари-да Казыевна Аминева, Шагида Нурмухаме-товна Ардаширова, Мурзахан Салимьянович Сунаргулов, Заки Зуфарович Шангареев, Магзура Гилязовна Хайруллина, Мухамет Гатиятович Музафаров, Альмира Басыровна Халилова, Нажиба Идиатулловна Исмаги-лова, Ануза Газизулловна Латыпова, Зифа Нуриевна Уразимбетова, Фаузана Аюповна Акманова, Эльвира Федоровна Маслова, Насима Галлямовна Карипова, Зубаржат Габдрахмановна Исянгулова, Людмила Александровна Вождаева, Фарзана Фаизовна Абдуллина, Мукарама Махмутовна Байгильдина, Сажида Харрасовна Асадуллина, Майсара Салахиевна Ахтямова, Рузалин Тимербекович Хайруллин, Римма Султановна Баширова, Фаузина Киямовна Кулыпарипова, Римма Ахметовна Фаткуллина, Лена Гайнулловна Гайнуллина, Виля Гильмулловна Губаева и др. Каждый из них старался продолжить многолетние традиции школы-интерната, поддержать начинания, внести свой личный вклад в славу образцовой школы, и они добились больших успехов. Директор Т. X. Аслаев за весомый вклад в педагогическую науку, в области образования был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многими медалями, удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР».
Хусаин Хасанович Яубасаров возглавлявший школу в 1968—1975 гг., придавал большое значение оснащению кабинетов, созданию лабораторий, развитию кабинетной системы. Было усилено внимание к вопросам питания и обеспечения детей одеждой. Это был период, когда в школе-интернате начинали свою трудовую деятельность Дамира Зайнулловна Баймиева, Рауф Газизович Каримов, Фанида Махмутовна Байрамгулова, Гулькай Махмутовна Еникеева, Ражаб Гафаровна Самигуллина, Луиза Баяновна Фаткисламова, Виль Шайдуллович Бахтияров, Зумара Валеевна Хисматуллина и др. Они не жалели ни сил, ни времени, чтобы дать воспитанникам интерната и хорошее образование, и достойное воспитание.
Во время работы следующего директора Рифа Зариповича Хамидуллина (1975— 1984 гг.) слава 1-й школы-интерната прогремела на весь СССР.
Он начал с укрепления дисциплины и порядка в школе, улучшения условий проживания в общежитиях. Территория интерната утопала в зелени, в цветах.
Между классами было организовано социалистическое соревнование. Оно велось по 9 направлениям: учеба, чистота, спорт, труд, дисциплина и т. д. В конце учебного года класс-победитель награждался путевкой на экскурсию в город-герой СССР.
Наладилась работа комсомольской организации. В те годы комскомитет, возглавляемый Альмирой Миннибаевной Гузиной (Абдуллиной), 4 раза подряд награждался переходящим Красным знаменем горкома ВЛКСМ.
В школе работал кружок художественной самодеятельности учителей и учащихся. Большую популярность в городе приобрели ансамбли танца и кураистов, хор педагогического коллектива. Начался сбор материалов и экспонатов для этнографического музея школы, с этой целью организовывались походы школьников. 7 ноября 1977 года музей был открыт. По инициативе Р. 3. Хамидуллина впервые была организована экскурсия в последнюю пристань С. Юлаева — в город Палдиски, установлена связь с Эстонской республикой. Школа, образцовая по всем показателям, участвовала на Выставке достижений народного хозяйства СССР и была награждена бронзовой медалью. На базе школы проводились слеты, конференции всероссийского масштаба. Почти каждую неделю школа-интернат № 1 принимала зарубежных гостей.
Ильяс Иштуганович Валеев (1984-1991) много сил вложил в укрепление материально-технической базы школы. В школе, в общежитиях, в столовой был сделан капитальный ремонт, построен спортивный комплекс. Были куплены автобус КАВЗ-685 и автомобиль ГАЗ-52. Началось строительство теплицы и хозяйственного корпуса, в котором должны были разместиться шахматный клуб, лыжная база, фотолаборатория, склады. Создается телевизионный центр и радиоузел. Большое внимание уделялось техническому оснащению кабинетов. К учебно-воспитательной работе привлекались преподаватели БГУ, БГПИ и УАИ.
Учащиеся постоянно занимались общественно-полезным трудом, выполняли заказы производственных объединений «Геофизприбор» и «Дружба».
В школе работало 8 методических объединений, а также методический кабинет, который был одним из лучших в городе. В 1986/87 учебном году при школе-интернате № 1 открылась заочная математическая школа для 4—8-х классов.
Созданы кабинеты-музеи Народных поэтов Башкортостана Рашита Нигмати, Рами Гарипова, Мустая Карима.
1 декабря 1984 г. открылась картинная галерея художников Башкортостана.
Летом 1991 года решением Совета Министров Башкортостана и коллегии Министерства народного образования республиканская школа-интернат № 1 быта преобразована в Башкирскую республиканскую гимназию-интернат № 1. Директором был утвержден Марат Мухаметьянович Хафизов.
Согласно уставу гимназии педагогический коллектив формировался на конкурсной основе, с работниками стали заключать контракт. Одним из главных условий приема на работу было знание башкирского языка. Прием учащихся также проводился на конкурсной основе. С 1994 года гимназию-интернат возглавляет заслуженный учитель Башкортостана, Отличник образования Миннигарей Нурмухаметович Уметбаев. Большое внимание уделялось изучению технических предметов. Основной задачей было обучение башкирской молодежи жизни и работе в условиях перехода к рыночной экономике.
Педагоги Альмира Миннибаевна Абдуллина, Ким Салимьянович Ахмадеев, Фарида Ахмадулловна Бахтиярова, Гульсира Фазулловна Юлдыбаева прослыли мастерами своего дела.
В 2000—2004 годах директором гимназии-интерната работал заслуженный учитель Башкортостана, Отличник образования России и Башкортостана Фанзиль Булякович Саньяров.
За 62 года своего существования 1-я Башкирская республиканская школа-гимназия выпустила около 8 тысяч юношей и девушек, которые сегодня составляют золотой фонд национальных кадров республики. Есть в этом немалая заслуга и Адигама Динисламовича Искужина, который в течение многих лет вел кружок кураистов, Рашиды Гильмитдиновны Туйсиной, руководительницы танцевального кружка. Имена Светланы Шамилевны Тажиевой, стоявшей на страже здоровья учеников, Ляли Мухаметовны Рамазановой, бессменного блюстителя чистоты также достойны сегодня упоминания, к ним всегда относились с большим уважением и любовью.
С 1994 года гимназия-интернат носит имя своего видного ученика, Народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. В октябре 1997 года во дворе школы был установлен бюст поэта. Создана премия имени Р. Гарипова, которая ежегодно вручается 12 февраля — в день его рождения.



Республиканской гимназии-интернату № 1 им. Р. Гарипова исполнилось 62 года.

Это праздник всех людей, которые имеют хоть какое-то отношение к данному учебному заведению. И вдвойне приятно, что эту радость с нами разделяет и руководство республики. 19 мая 2004 года Президент республики М. Г. Рахимов и Премьер-министр Р. И. Байдавлетов заложили первый камень будущего здания школы. И вскоре откроет свои двери школа на 825 мест, оснащенная по самым современным требованиям. А значит славная история гимназии-интерната еще впереди!

Рашида Магадеева,
заслуженный работник печати
и массовой информации
Республики Башкортостан,
лауреат премии им. Ш. Худайбердина

Hosted by uCoz